[Греч. Μάρτυρες δισμύριοι οἱ ἐν Νικομηδείᾳ] († 304) (пам. 28 дек.). Сведения о святых содержатся в греч. Мученичестве Индиса и Домны, сохранившемся в 2 редакциях. Первая, более ранняя (BHG, N 822z), известна по 7 рукописям X-XVII вв. (напр., Paris. gr. 1468. Fol. 246-260, XI в.; Athen. Bibl. Nat. 1048. Fol. 185v - 204v, XVI-XVII вв.); опубликована в 1907 г. К. Кикилидисом на основе самой ранней из них (Hieros. Sab. 242. Fol. 272-309v, нач. X в.). По мнению П. Булоля, текст этой редакции составлен между сер. VI и нач. VII в. (Boulhol. 1994. P. 938-939). Вторая редакция (BHG, N 823) является более поздней переработкой (2-я пол. X в.), автором которой считается Симеон Метафраст. Этот текст получил значительное распространение, о чем свидетельствуют многочисленные рукописи (ок. 52), содержащие его (напр., Paris. gr. 1535. Fol. 130v - 150v, XI в.; Vat. gr. 2040. Fol. 218-250v, XI в.; Lond. Brit. Lib. Burn. 44. Fol. 122v - 138, XII в.; Vat. gr. 1645. Fol. 295v - 312, XIII в.; Hieros. Sab. 224. Fol. 190-197, XIV в., и др.).
Мученичество представляет собой цикл рассказов о святых, пострадавших в Никомидии (ныне Измит, Турция) при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане Галерии (293-311) после опубликованного ими 24 февр. 303 г. антихрист. эдикта (см. в ст. Гонения на христиан в Римской империи) (Lact. De mort. persecut. 11-14; Euseb. Hist. eccl. VIII 5-6). Помимо Индиса и Домны, главных героев повествования, в тексте говорится о пресв. Гликерии, к-рый был схвачен за смелое обличение имп. Максимиана в нечестии. Он приказал без судебного разбирательства бить Гликерия воловьими плетьми до тех пор, пока земля вокруг не пропиталась его кровью и не стали видны кости мученика. Несмотря на ужасные пытки, пресвитер не прекращал исповедовать Христа. Разгневанный император приказал вывести Гликерия за стены города и предать огню. Преследования христиан в Никомидии не прекращались. Дева Феофила чудесным образом избежала надругательств в публичном доме. По приказу императора диак. Феофил был подвергнут различным пыткам и забит камнями. Максимиану донесли, что среди его приближенных препозит Дорофей (см. Горгоний и Дорофей), Мардоний, Мигдоний и прочие также являются христианами. На допросе император обвинил придворных в том, что они не оправдали оказанного им доверия и, являясь тайными христианами, склоняли жителей Никомидии к принятию новой веры. Дорофей, Мардоний и Мигдоний открыто объявили себя слугами Христа, скинули одежды и приготовились претерпеть все пытки, к-рыми грозил им правитель. Максимиан приказал распластать их на земле и бить сырыми воловьими плетьми до позднего вечера. Мученики во время истязаний не проронили ни звука. Дорофея, Мардония и Мигдония в оковах бросили в темницу. Наступил праздник Рождества Христова, император по наущению слуг повелел воинам окружить церковь Никомидии и со всех сторон обложить ее дровами, а перед входом поставить жертвенник. Глашатаям было поручено объявить христианам, собравшимся на праздник в храме, что, если они не выйдут оттуда и не совершат жертвоприношение, их сожгут заживо в храме. Услышав это, архидиакон церкви призвал всех не подчиняться приказу императора, быть мужественными и пострадать за Христа. Пока пламя еще не охватило всю церковь, присутствующих там оглашенных успели крестить, миропомазать и приобщить Св. Таин. Т. о. великое множество христиан, среди к-рых были не только мужчины, но и женщины с детьми, в т. ч. духовная наставница Домны - Агафия (Агапа), приняли мученические венцы. Пожар не прекращался в течение 5 дней, а от места, где были сожжены Н. м., разносилось благоухание. После этого Максимиан решил, что все христиане в Никомидии сгорели в храме, и устроил театральное зрелище и конские состязания. В сопровождении солдат и народа он пришел в святилище Деметры, находившееся недалеко от театра, чтобы принести жертвы. Тогда один из воинов, по имени Зинон, встал на возвышенном месте и обличил язычников. Его тотчас схватили, жестоко избили камнями, затем вывели из города и отрубили ему голову.
Еп. Анфим часто посылал утешительные письма Дорофею, Мардонию, Мигдонию и проч. заключенным в темнице христианам. Об этом было доложено императору, который повелел тотчас привести бывших подданных на допрос. Он прочитал вслух перехваченное письмо епископа, чем привел в величайшую радость арестованных. После этого Максимиан попытался выяснить у принесшего письмо диакона, кто его послал и где находится этот человек. Не добившись точного ответа, правитель приказал вырвать диакону язык и забить его камнями. Затем Максимиан казнил и других христиан: Дорофею отрубили голову, Мардония сожгли заживо, Мигдония закопали живым во рву, Горгонию (см. Горгоний и Дорофей), Индису и Петру привязали к шеям жерновые камни и утопили в море. Домна погребла обретенные ею чудесным образом тела Индиса, Горгония и Петра у городских ворот, выходивших к морю, в месте, где пострадали Дорофей и бывшие с ним. Вскоре и Домна приняла мученическую кончину за Христа; позже всех был казнен еп. Анфим.
Сведения из Мученичества Индиса и Домны о массовом гонении на христиан в Никомидии при императорах Максимиане Галерии и Диоклетиане основаны на «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl. VIII 5-6) Евсевия Кесарийского (Ɨ 339/40) и соч. Лактанция (Ɨ ок. 320) «О смертях преследователей» (Lact. De mort. persecut. 14-15). Евсевий пишет, что после мученической кончины еп. Анфима великое множество христиан удостоились той же участи. Возможно, причиной убийств последователей новой веры стал пожар, вспыхнувший в то время в императорском дворце (Euseb. Hist. eccl. VIII 6. 6). Из упомянутых в Мученичестве Индиса и Домны персонажей в «Церковной истории» фигурируют Дорофей, Горгоний и Петр, о к-рых говорится, что они занимали высокие посты при имп. дворе и пострадали одними из первых вместе с др. подданными (Ibid. VIII 1. 4; 6. 1-4).
Как отметил Булоль, в Мученичестве Индиса и Домны содержится множество исторических неточностей и анахронизмов: напр., празднование Рождества Христова 25 дек. впервые зафиксировано в Риме ок. 336 г., тогда как в М. Азии оно установилось под этим числом лишь к 380 г. (см.: Botte B. Les origines de la Noël et de l'Épiphanie: Étude historique. Louvain, 1932. P. 26-30, 32-34. (Textes et études liturgiques; 1)); мон-ри, о к-рых говорится в Мученичестве, в Никомидии возникли не ранее V в. (Boulhol. 1994. P. 940-941). Сообщение о 20 000 сожженных в церкви христиан, возможно, восходит к упоминаниям Лактанция о том, что Галерий хотел сжигать заживо тех, кто противились жертвоприношениям; великое множество людей предавали огню не поодиночке, а большими группами, как бы «сбитыми в стадо» (nec singuli, quoniam tanta erat multitudo, sed gregatim circumdato igni ambiebantur - Lact. De mort. persecut. 11. 8; 15. 3). Евсевий рассказывает о сожжении некоего городка во Фригии, все жители которого были христианами (Euseb. Hist. eccl. VIII 11. 1); согласно Лактанцию, один воин сжег во Фригии множество христиан, находившихся в церкви (cum ipso pariter conuenticulo concremauit - Lact. Div. inst. V 11). Возможно, автор Мученичества объединил сведения о массовых сожжениях христиан под общим числом - 20 000, которое к тому времени уже утвердилось в никомидийской агиографической традиции - в Мученичестве еп. Анфима (BHG, N 164y) говорится, что по приказу Диоклетиана и Максимиана «в те дни было убито около 20 000 мужей» (Boulhol. 1994. P. 941-943).
Поминовение 20 000 Н. м. отсутствует в наиболее ранних церковных календарях, однако в них указаны дни памяти отдельных святых, о которых рассказывается в Мученичестве Индиса и Домны. Так, в Сирийском Мартирологе 411 г. под 14 янв. упомянут диак. Гликерий, которого, вероятно, следует отождествить с пресвитером из Мученичества; под 11 марта упоминается Горгоний, под 12 марта среди других Никомидийских мучеников перечислены Домна (Романа), пресв. Мардоний (Мадроний), Мигдоний, Петр и Дорофей, а также Смарагд, Хилара, Максим и Евгений; под 24 апр. упомянут еп. Анфим вместе с 5 другими, не названными по именам мучениками, пострадавшими в Никомидии; под 2 сент. содержится имя Зинон (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 12-15, 20. (PO; 10)).
Имена этих мучеников обозначены в Иеронимовом мартирологе: под 14 янв.- диак. Гликерий как мученик, пострадавший в Антиохии. По мнению И. Делеэ, этого мученика не следует идентифицировать как Гликерия, о к-ром говорится в Мученичестве Индиса и Домны, т. к. он «из числа древних (de antiquis) [мучеников]», пострадавших до «великого гонения» (MartHieron. Comment. P. 40), под 12 марта - пресв. Мигдоний, Домна, Мардоний, Петр, Дорофей, Горгоний и др. (MartHieron. Р. 138-139), под 27 апр.- еп. Анфим и Зинон, ошибочно названный епископом (Ibid. P. 212-213). Под 23 дек. в Иеронимовом мартирологе упоминается 30 безымянных Никомидийских мучеников. Делеэ предположил, что эта запись является ошибочной и память 30 мучеников следует отнести к предыдущему дню (22 дек.), где говорится о таком же числе пострадавших в Риме (Ibid. P. 662-663).
В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) под 31 дек. указана память мц. Домны и «многих, пострадавших в Никомидии и сожженных в церкви» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 168). В Патмосском списке Типикона кон. IX - нач. X в. (Patm. 266) под 26 дек. содержится память «многих, сожженных в Никомидии», а в Оксфордском списке (1329 г.) (Bodl. Auct. E. 5 10) под 28 дек. упоминаются Индис, Домна и Н. м. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 159, 165).
Память Н. м., 20 000 и краткое сказание о них впервые появляются в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 28 дек. (SynCP. Col. 349-352). Согласно сказанию, когда имп. Максимиан вернулся с победой из военного похода против эфиопов, он пожелал принести благодарственные жертвоприношения богам и отправил послания, призывавшие всех к совместному поклонению идолам. Наступил день Рождества Христова; Анфим, еп. Никомидии, собрав в церкви народ, праздновал с ним это событие и учил паству истинной вере. Узнав об этом, Максимиан приказал положить вокруг церкви хворост и поджечь его, чтобы огонь уничожил всех собравшихся в церкви. Епископ поспешил крестить оглашенных и совершить Божественную литургию, во время к-рой все присутствующие приобщились Св. Таин. После этого 20 000 христиан приняли мученическую кончину от огня. Анфиму же по Промыслу Божию удалось спастись, чтобы он смог помочь другим и крестить их. Отдельно в Синаксаре К-польской ц. под 3 сент. указана память еп. Анфима, в сказании о к-ром упоминаются 20 000 Н. м. (SynCP. Col. 9); под 30 сент. обозначена память мучеников Мардония, Мигдония, Горгония, Дорофея, Индиса, Стратоника, пресв. Гликерия, диак. Феофила и св. дев, пострадавших с ними, без указания места кончины (Ibid. Col. 91-92, 94); под 3 дек. обозначена память Индиса, Домны, Селевкия, Агапия, Маманта, Гликерия и пострадавших с ними без указания места кончины (Ibid. Col. 275); память Домны со сказанием, составленным на основе Мученичества, содержится под 30 дек. (Ibid. Col. 357-358). В нек-рых визант. синаксарях память Индиса и Домны обозначена под 28 и 31 дек. (напр., Paris. gr. 1571, 1253 г.; Laurent. San Marco. 787, 1050 г.- SynCP. Col. 349).
В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 28 дек. содержатся отдельные сказания об Индисе и о Домне и о 20 000 Н. м., начало последнего полностью повторяет заметку из Синаксаря К-польской ц. Однако здесь епископ Никомидии не назван по имени. Узнав, что Максимиан намеревается сжечь церковь, наполненную верующими, епископ поспешил туда, крестил оглашенных и причастил всех. Здесь, как и в Синаксаре, указано число Н. м. Кроме того, в Минологии имп. Василия II после сказания о 20 000 Н. м. приводится заметка о христианах Никомидии, которые не были умерщвлены в церкви. Здесь говорится, что по приказу имп. Максимиана Индиса, Горгония и Петра побили камнями; их тела бросили в море. Полководцу Зинону выкололи глаза и раздробили камнями зубы, а затем ему и препозиту Дорофею отрубили головы. Мардония и пресв. Гликерия сожгли, Мигдония сбросили в яму, диак. Феофилу вырвали язык и забили камнями в поле. Мн. другие, не названные по именам святые, сподобились в этот день принять мученические венцы. Мц. Домна собрала останки всех этих мучеников и похоронила их. После этого она и сама была обезглавлена по приказу Максимиана, а останки ее сожгли (PG. 117. Col. 229-232).
В визант. Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582) под 28 дек. указаны памяти: диак. Феофила, забитого камнями; Индиса, Горгония и Петра, утопленных в море; Зинона, скончавшегося от меча; сожженного Мардония; Мигдония, живым засыпанного землей во рву; сожженного Гликерия; мц. Домны. В греч. печатной Минее (Венеция, 1595) под этим же числом помимо вышеперечисленных обозначена также память препозита Дорофея (SynCP. Col. 353-354). Прп. Никодим Святогорец поместил сказание о 20 000 мучениках, пострадавших в Никомидии, под 28 дек. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского под тем же числом содержатся сказания о 20 тыс. Н. м., о мц. Домне и др.
При переводе греч. синаксарей на слав. язык память 20 000 Н. м. вошла под 28 дек. в состав слав. Пролога краткой редакции. Под этим же числом здесь содержится память Индиса и Домны, а также память «святых от синклита и вне огня оставшихся», среди к-рых упомянуты Индис, Горгоний и Петр, воевода Зинон, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, диак. Феофил и Домна (перевод XI-XII вв., славянский и греческий текст см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. / Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 6: Текст и коммент. С. 544-550). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., под 28 дек. содержится память 20 000 Н. м., а также других мучеников, не сгоревших в никомидийской церкви,- Индиса, Горгония и Петра, утопленных в море, Зинона и Дорофея, усеченных мечом, Мардония, сожженного заживо, диак. Феофила, побиенного камнями, Мигдония, засыпанного землей во рву, пресв. Гликерия, сожженного заживо (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 4. С. 105-107). В ВМЧ митр. Макария память 20 000 Н. м. и др. святых, упомянутых в Мученичестве Индиса и Домны, также указана под 28 дек. (ВМЧ. Дек. Дни. 25-31. Стб. 2429-2431, 2433-2436). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, в «Книге житий святых» под 28 дек. поместил общее сказание о 20 000 Н. м. и проч. святых, пострадавших в этом городе (Димитрий Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 212-219 об.- 485 об.).
В зап. «исторических» мартирологах IX в. присутствуют памяти: под 12 марта - кубикулария Петра, под 27 апр.- еп. Анфима и пострадавших с ним, под 9 сент.- Дорофея и Горгония, под 23 дек.- память 20 Никомидийских мучеников (Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d'Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 104, 135, 306, 423; MartUsuard. 1965. P. 193, 219, 300). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память Н. м. содержится под 25 дек. без уточнения их числа. В краткой заметке сказано, что святые пострадали при имп. Диоклетиане (MartRom. P. 600). Под др. числами этого же месяца упоминаются святые из Мученичества Индиса и Домны, о к-рых также говорится, что они были казнены при Диоклетиане: под 21 дек. обозначена память пресв. Гликерия, преданного огню, под 22 дек.- воина Зинона, к-рому отрубили голову, под 23 дек.- Мигдония, сожженного заживо, Мардония, засыпанного во рву землей, а также не названного по имени диакона, приносившего мученикам письма от еп. Анфима. Под этим же числом упоминаются 20 безымянных Никомидийских мучеников, пострадавших во время «великого гонения» Диоклетиана, под к-рыми, возможно, следует понимать 20 000 Н. м. (MartRom. Comment. P. 597-598). Под 24 дек. обозначена память еп. Анфима (имя передано в искаженной форме - Евфимий), под 28 дек.- евнуха Индиса, Домны, дев Агапии и Феофилы и др. (MartRom. P. 595-597, 599, 600, 604). В совр. редакции Римского Мартиролога под 23 июня содержится общая память «многочисленных Никомидийских мучеников, во времена имп. Диоклетиана скрывавшихся в горах и пещерах, к-рые за имя Христово с невозмутимым духом претерпели мученичество» (MartRom (Vat.). P. 331). Под 12 марта здесь упоминаются пресв. Мигдоний, Евгений, Максим, Домна, Мардоний, Петр, Смарагд и Гиларий. Отдельно под этим же числом обозначена память кубикулария Петра, Дорофея и Горгония и приводится краткая заметка о них, составленная на основе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Ibid. P. 176, 177). Под 24 апр. обозначена память еп. Анфима и пострадавших с ним, под 2 сент.- Зинона (Ibid. P. 238, 465).