НИКОМИДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ, 20 000
Том L, С. 706-09
опубликовано: 27 декабря 2022г.

НИКОМИДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ, 20 000

Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 279)Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 279)

[Греч. Μάρτυρες δισμύριοι οἱ ἐν Νικομηδείᾳ] († 304) (пам. 28 дек.). Сведения о святых содержатся в греч. Мученичестве Индиса и Домны, сохранившемся в 2 редакциях. Первая, более ранняя (BHG, N 822z), известна по 7 рукописям X-XVII вв. (напр., Paris. gr. 1468. Fol. 246-260, XI в.; Athen. Bibl. Nat. 1048. Fol. 185v - 204v, XVI-XVII вв.); опубликована в 1907 г. К. Кикилидисом на основе самой ранней из них (Hieros. Sab. 242. Fol. 272-309v, нач. X в.). По мнению П. Булоля, текст этой редакции составлен между сер. VI и нач. VII в. (Boulhol. 1994. P. 938-939). Вторая редакция (BHG, N 823) является более поздней переработкой (2-я пол. X в.), автором которой считается Симеон Метафраст. Этот текст получил значительное распространение, о чем свидетельствуют многочисленные рукописи (ок. 52), содержащие его (напр., Paris. gr. 1535. Fol. 130v - 150v, XI в.; Vat. gr. 2040. Fol. 218-250v, XI в.; Lond. Brit. Lib. Burn. 44. Fol. 122v - 138, XII в.; Vat. gr. 1645. Fol. 295v - 312, XIII в.; Hieros. Sab. 224. Fol. 190-197, XIV в., и др.).

Мученичество представляет собой цикл рассказов о святых, пострадавших в Никомидии (ныне Измит, Турция) при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане Галерии (293-311) после опубликованного ими 24 февр. 303 г. антихрист. эдикта (см. в ст. Гонения на христиан в Римской империи) (Lact. De mort. persecut. 11-14; Euseb. Hist. eccl. VIII 5-6). Помимо Индиса и Домны, главных героев повествования, в тексте говорится о пресв. Гликерии, к-рый был схвачен за смелое обличение имп. Максимиана в нечестии. Он приказал без судебного разбирательства бить Гликерия воловьими плетьми до тех пор, пока земля вокруг не пропиталась его кровью и не стали видны кости мученика. Несмотря на ужасные пытки, пресвитер не прекращал исповедовать Христа. Разгневанный император приказал вывести Гликерия за стены города и предать огню. Преследования христиан в Никомидии не прекращались. Дева Феофила чудесным образом избежала надругательств в публичном доме. По приказу императора диак. Феофил был подвергнут различным пыткам и забит камнями. Максимиану донесли, что среди его приближенных препозит Дорофей (см. Горгоний и Дорофей), Мардоний, Мигдоний и прочие также являются христианами. На допросе император обвинил придворных в том, что они не оправдали оказанного им доверия и, являясь тайными христианами, склоняли жителей Никомидии к принятию новой веры. Дорофей, Мардоний и Мигдоний открыто объявили себя слугами Христа, скинули одежды и приготовились претерпеть все пытки, к-рыми грозил им правитель. Максимиан приказал распластать их на земле и бить сырыми воловьими плетьми до позднего вечера. Мученики во время истязаний не проронили ни звука. Дорофея, Мардония и Мигдония в оковах бросили в темницу. Наступил праздник Рождества Христова, император по наущению слуг повелел воинам окружить церковь Никомидии и со всех сторон обложить ее дровами, а перед входом поставить жертвенник. Глашатаям было поручено объявить христианам, собравшимся на праздник в храме, что, если они не выйдут оттуда и не совершат жертвоприношение, их сожгут заживо в храме. Услышав это, архидиакон церкви призвал всех не подчиняться приказу императора, быть мужественными и пострадать за Христа. Пока пламя еще не охватило всю церковь, присутствующих там оглашенных успели крестить, миропомазать и приобщить Св. Таин. Т. о. великое множество христиан, среди к-рых были не только мужчины, но и женщины с детьми, в т. ч. духовная наставница Домны - Агафия (Агапа), приняли мученические венцы. Пожар не прекращался в течение 5 дней, а от места, где были сожжены Н. м., разносилось благоухание. После этого Максимиан решил, что все христиане в Никомидии сгорели в храме, и устроил театральное зрелище и конские состязания. В сопровождении солдат и народа он пришел в святилище Деметры, находившееся недалеко от театра, чтобы принести жертвы. Тогда один из воинов, по имени Зинон, встал на возвышенном месте и обличил язычников. Его тотчас схватили, жестоко избили камнями, затем вывели из города и отрубили ему голову.

Никомидийские мученики. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 92 об.)Никомидийские мученики. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 92 об.)

Еп. Анфим часто посылал утешительные письма Дорофею, Мардонию, Мигдонию и проч. заключенным в темнице христианам. Об этом было доложено императору, который повелел тотчас привести бывших подданных на допрос. Он прочитал вслух перехваченное письмо епископа, чем привел в величайшую радость арестованных. После этого Максимиан попытался выяснить у принесшего письмо диакона, кто его послал и где находится этот человек. Не добившись точного ответа, правитель приказал вырвать диакону язык и забить его камнями. Затем Максимиан казнил и других христиан: Дорофею отрубили голову, Мардония сожгли заживо, Мигдония закопали живым во рву, Горгонию (см. Горгоний и Дорофей), Индису и Петру привязали к шеям жерновые камни и утопили в море. Домна погребла обретенные ею чудесным образом тела Индиса, Горгония и Петра у городских ворот, выходивших к морю, в месте, где пострадали Дорофей и бывшие с ним. Вскоре и Домна приняла мученическую кончину за Христа; позже всех был казнен еп. Анфим.

Сведения из Мученичества Индиса и Домны о массовом гонении на христиан в Никомидии при императорах Максимиане Галерии и Диоклетиане основаны на «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl. VIII 5-6) Евсевия Кесарийского (Ɨ 339/40) и соч. Лактанция (Ɨ ок. 320) «О смертях преследователей» (Lact. De mort. persecut. 14-15). Евсевий пишет, что после мученической кончины еп. Анфима великое множество христиан удостоились той же участи. Возможно, причиной убийств последователей новой веры стал пожар, вспыхнувший в то время в императорском дворце (Euseb. Hist. eccl. VIII 6. 6). Из упомянутых в Мученичестве Индиса и Домны персонажей в «Церковной истории» фигурируют Дорофей, Горгоний и Петр, о к-рых говорится, что они занимали высокие посты при имп. дворе и пострадали одними из первых вместе с др. подданными (Ibid. VIII 1. 4; 6. 1-4).

Как отметил Булоль, в Мученичестве Индиса и Домны содержится множество исторических неточностей и анахронизмов: напр., празднование Рождества Христова 25 дек. впервые зафиксировано в Риме ок. 336 г., тогда как в М. Азии оно установилось под этим числом лишь к 380 г. (см.: Botte B. Les origines de la Noël et de l'Épiphanie: Étude historique. Louvain, 1932. P. 26-30, 32-34. (Textes et études liturgiques; 1)); мон-ри, о к-рых говорится в Мученичестве, в Никомидии возникли не ранее V в. (Boulhol. 1994. P. 940-941). Сообщение о 20 000 сожженных в церкви христиан, возможно, восходит к упоминаниям Лактанция о том, что Галерий хотел сжигать заживо тех, кто противились жертвоприношениям; великое множество людей предавали огню не поодиночке, а большими группами, как бы «сбитыми в стадо» (nec singuli, quoniam tanta erat multitudo, sed gregatim circumdato igni ambiebantur - Lact. De mort. persecut. 11. 8; 15. 3). Евсевий рассказывает о сожжении некоего городка во Фригии, все жители которого были христианами (Euseb. Hist. eccl. VIII 11. 1); согласно Лактанцию, один воин сжег во Фригии множество христиан, находившихся в церкви (cum ipso pariter conuenticulo concremauit - Lact. Div. inst. V 11). Возможно, автор Мученичества объединил сведения о массовых сожжениях христиан под общим числом - 20 000, которое к тому времени уже утвердилось в никомидийской агиографической традиции - в Мученичестве еп. Анфима (BHG, N 164y) говорится, что по приказу Диоклетиана и Максимиана «в те дни было убито около 20 000 мужей» (Boulhol. 1994. P. 941-943).

Поминовение 20 000 Н. м. отсутствует в наиболее ранних церковных календарях, однако в них указаны дни памяти отдельных святых, о которых рассказывается в Мученичестве Индиса и Домны. Так, в Сирийском Мартирологе 411 г. под 14 янв. упомянут диак. Гликерий, которого, вероятно, следует отождествить с пресвитером из Мученичества; под 11 марта упоминается Горгоний, под 12 марта среди других Никомидийских мучеников перечислены Домна (Романа), пресв. Мардоний (Мадроний), Мигдоний, Петр и Дорофей, а также Смарагд, Хилара, Максим и Евгений; под 24 апр. упомянут еп. Анфим вместе с 5 другими, не названными по именам мучениками, пострадавшими в Никомидии; под 2 сент. содержится имя Зинон (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 12-15, 20. (PO; 10)).

Имена этих мучеников обозначены в Иеронимовом мартирологе: под 14 янв.- диак. Гликерий как мученик, пострадавший в Антиохии. По мнению И. Делеэ, этого мученика не следует идентифицировать как Гликерия, о к-ром говорится в Мученичестве Индиса и Домны, т. к. он «из числа древних (de antiquis) [мучеников]», пострадавших до «великого гонения» (MartHieron. Comment. P. 40), под 12 марта - пресв. Мигдоний, Домна, Мардоний, Петр, Дорофей, Горгоний и др. (MartHieron. Р. 138-139), под 27 апр.- еп. Анфим и Зинон, ошибочно названный епископом (Ibid. P. 212-213). Под 23 дек. в Иеронимовом мартирологе упоминается 30 безымянных Никомидийских мучеников. Делеэ предположил, что эта запись является ошибочной и память 30 мучеников следует отнести к предыдущему дню (22 дек.), где говорится о таком же числе пострадавших в Риме (Ibid. P. 662-663).

В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) под 31 дек. указана память мц. Домны и «многих, пострадавших в Никомидии и сожженных в церкви» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 168). В Патмосском списке Типикона кон. IX - нач. X в. (Patm. 266) под 26 дек. содержится память «многих, сожженных в Никомидии», а в Оксфордском списке (1329 г.) (Bodl. Auct. E. 5 10) под 28 дек. упоминаются Индис, Домна и Н. м. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 159, 165).

Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 22v)Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 22v)

Память Н. м., 20 000 и краткое сказание о них впервые появляются в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 28 дек. (SynCP. Col. 349-352). Согласно сказанию, когда имп. Максимиан вернулся с победой из военного похода против эфиопов, он пожелал принести благодарственные жертвоприношения богам и отправил послания, призывавшие всех к совместному поклонению идолам. Наступил день Рождества Христова; Анфим, еп. Никомидии, собрав в церкви народ, праздновал с ним это событие и учил паству истинной вере. Узнав об этом, Максимиан приказал положить вокруг церкви хворост и поджечь его, чтобы огонь уничожил всех собравшихся в церкви. Епископ поспешил крестить оглашенных и совершить Божественную литургию, во время к-рой все присутствующие приобщились Св. Таин. После этого 20 000 христиан приняли мученическую кончину от огня. Анфиму же по Промыслу Божию удалось спастись, чтобы он смог помочь другим и крестить их. Отдельно в Синаксаре К-польской ц. под 3 сент. указана память еп. Анфима, в сказании о к-ром упоминаются 20 000 Н. м. (SynCP. Col. 9); под 30 сент. обозначена память мучеников Мардония, Мигдония, Горгония, Дорофея, Индиса, Стратоника, пресв. Гликерия, диак. Феофила и св. дев, пострадавших с ними, без указания места кончины (Ibid. Col. 91-92, 94); под 3 дек. обозначена память Индиса, Домны, Селевкия, Агапия, Маманта, Гликерия и пострадавших с ними без указания места кончины (Ibid. Col. 275); память Домны со сказанием, составленным на основе Мученичества, содержится под 30 дек. (Ibid. Col. 357-358). В нек-рых визант. синаксарях память Индиса и Домны обозначена под 28 и 31 дек. (напр., Paris. gr. 1571, 1253 г.; Laurent. San Marco. 787, 1050 г.- SynCP. Col. 349).

В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 28 дек. содержатся отдельные сказания об Индисе и о Домне и о 20 000 Н. м., начало последнего полностью повторяет заметку из Синаксаря К-польской ц. Однако здесь епископ Никомидии не назван по имени. Узнав, что Максимиан намеревается сжечь церковь, наполненную верующими, епископ поспешил туда, крестил оглашенных и причастил всех. Здесь, как и в Синаксаре, указано число Н. м. Кроме того, в Минологии имп. Василия II после сказания о 20 000 Н. м. приводится заметка о христианах Никомидии, которые не были умерщвлены в церкви. Здесь говорится, что по приказу имп. Максимиана Индиса, Горгония и Петра побили камнями; их тела бросили в море. Полководцу Зинону выкололи глаза и раздробили камнями зубы, а затем ему и препозиту Дорофею отрубили головы. Мардония и пресв. Гликерия сожгли, Мигдония сбросили в яму, диак. Феофилу вырвали язык и забили камнями в поле. Мн. другие, не названные по именам святые, сподобились в этот день принять мученические венцы. Мц. Домна собрала останки всех этих мучеников и похоронила их. После этого она и сама была обезглавлена по приказу Максимиана, а останки ее сожгли (PG. 117. Col. 229-232).

В визант. Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582) под 28 дек. указаны памяти: диак. Феофила, забитого камнями; Индиса, Горгония и Петра, утопленных в море; Зинона, скончавшегося от меча; сожженного Мардония; Мигдония, живым засыпанного землей во рву; сожженного Гликерия; мц. Домны. В греч. печатной Минее (Венеция, 1595) под этим же числом помимо вышеперечисленных обозначена также память препозита Дорофея (SynCP. Col. 353-354). Прп. Никодим Святогорец поместил сказание о 20 000 мучениках, пострадавших в Никомидии, под 28 дек. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского под тем же числом содержатся сказания о 20 тыс. Н. м., о мц. Домне и др.

При переводе греч. синаксарей на слав. язык память 20 000 Н. м. вошла под 28 дек. в состав слав. Пролога краткой редакции. Под этим же числом здесь содержится память Индиса и Домны, а также память «святых от синклита и вне огня оставшихся», среди к-рых упомянуты Индис, Горгоний и Петр, воевода Зинон, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, диак. Феофил и Домна (перевод XI-XII вв., славянский и греческий текст см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. / Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 6: Текст и коммент. С. 544-550). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., под 28 дек. содержится память 20 000 Н. м., а также других мучеников, не сгоревших в никомидийской церкви,- Индиса, Горгония и Петра, утопленных в море, Зинона и Дорофея, усеченных мечом, Мардония, сожженного заживо, диак. Феофила, побиенного камнями, Мигдония, засыпанного землей во рву, пресв. Гликерия, сожженного заживо (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 4. С. 105-107). В ВМЧ митр. Макария память 20 000 Н. м. и др. святых, упомянутых в Мученичестве Индиса и Домны, также указана под 28 дек. (ВМЧ. Дек. Дни. 25-31. Стб. 2429-2431, 2433-2436). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, в «Книге житий святых» под 28 дек. поместил общее сказание о 20 000 Н. м. и проч. святых, пострадавших в этом городе (Димитрий Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 212-219 об.- 485 об.).

В зап. «исторических» мартирологах IX в. присутствуют памяти: под 12 марта - кубикулария Петра, под 27 апр.- еп. Анфима и пострадавших с ним, под 9 сент.- Дорофея и Горгония, под 23 дек.- память 20 Никомидийских мучеников (Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d'Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 104, 135, 306, 423; MartUsuard. 1965. P. 193, 219, 300). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память Н. м. содержится под 25 дек. без уточнения их числа. В краткой заметке сказано, что святые пострадали при имп. Диоклетиане (MartRom. P. 600). Под др. числами этого же месяца упоминаются святые из Мученичества Индиса и Домны, о к-рых также говорится, что они были казнены при Диоклетиане: под 21 дек. обозначена память пресв. Гликерия, преданного огню, под 22 дек.- воина Зинона, к-рому отрубили голову, под 23 дек.- Мигдония, сожженного заживо, Мардония, засыпанного во рву землей, а также не названного по имени диакона, приносившего мученикам письма от еп. Анфима. Под этим же числом упоминаются 20 безымянных Никомидийских мучеников, пострадавших во время «великого гонения» Диоклетиана, под к-рыми, возможно, следует понимать 20 000 Н. м. (MartRom. Comment. P. 597-598). Под 24 дек. обозначена память еп. Анфима (имя передано в искаженной форме - Евфимий), под 28 дек.- евнуха Индиса, Домны, дев Агапии и Феофилы и др. (MartRom. P. 595-597, 599, 600, 604). В совр. редакции Римского Мартиролога под 23 июня содержится общая память «многочисленных Никомидийских мучеников, во времена имп. Диоклетиана скрывавшихся в горах и пещерах, к-рые за имя Христово с невозмутимым духом претерпели мученичество» (MartRom (Vat.). P. 331). Под 12 марта здесь упоминаются пресв. Мигдоний, Евгений, Максим, Домна, Мардоний, Петр, Смарагд и Гиларий. Отдельно под этим же числом обозначена память кубикулария Петра, Дорофея и Горгония и приводится краткая заметка о них, составленная на основе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Ibid. P. 176, 177). Под 24 апр. обозначена память еп. Анфима и пострадавших с ним, под 2 сент.- Зинона (Ibid. P. 238, 465).

Ист.: BHG, N 822z - 823a, 823e; PG. 116. Col. 1037-1081; Κοικυλίδης Κλ. Βίοι τῶν παλαιστινῶν ἁγίων. ῾Ιερουσαλήμ, 1907. Σ. 60-82; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 427-431; ЖСв. Дек. С. 785-803; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 4. Σ. 319-323 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 797-803).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 395; Т. 3. С. 525; Sauget J.-M. Indes, Domna e XX mila compagni // BiblSS. Vol. 7. Col. 792-794; Boulhol P. L'apport de l'hagiographie à la connaissance de la Nicomédie paléochrétienne (toponymie et monuments) // MEFR. A. 1994. T. 106. N 2. P. 921-992; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 326.
А. Н. Крюкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также